11 сентября 2025 года прошла очередная сессия работы консультационного пункта по интеллектуальной собственности для экспортеров
За консультацией обратился белорусский субъект ООО «Х» - импортер часов низкоценового сегмента, произведенных в Гонконге. Часы производятся под торговой маркой в виде однословесного обозначения, которая является сходной с двухсловесным товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь в отношении товара «часы» 14 класса МКТУ на имя белорусского правообладателя УП «Ч». Владелец товарного знака обратился к белорусскому импортеру ООО «Х» с письменной претензией о нарушении его исключительных прав на товарный знак и настоятельно рекомендовал изъять часы из продажи, указав предусмотренные законодательством меры ответственности за нарушение прав на товарный знак. При этом правообладатель двухсловесного товарного знака в своей претензии утверждал, что он является владельцем однословесного товарного знака, тождественного торговой марке часов из Гонконга.
Белорусского импортера интересовал вопрос порядка разрешения спора в данной ситуации.
Ответ консультанта основывался на белорусской правоприменительной практике и законодательстве о товарных знаках, а также на анализе зарегистрированного товарного знака и иных товарных знаков, обнаруженных в ходе консультации.
В Республике Беларусь степень сходства между заявляемыми на регистрацию в качестве товарного знака обозначениями определяется в ходе их экспертизы в Национальном центре интеллектуальной собственности. Степень сходства между зарегистрированными товарными знаками определяется в Апелляционном совете при патентном органе и/или в Верховном суде (судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности) в соответствии с компетенцией.
Торговая марка (в виде одного слова) производителя часов из Гонконга, под которой в Республику Беларусь ввозятся часы, зарегистрирована в нашей стране по международной процедуре на имя польской компании “V” еще в 2007 году в отношении товаров 14 класса МКТУ «благородные металлы, их сплавы и изделия из них; ювелирные изделия, бижутерия, драгоценные камни; часы и прочие хронометрические приборы».
Таким образом, можно говорить, что настоящим правообладателем исключительных прав на товарный знак в отношении товара «часы» в Республике Беларусь является польская компания, а не УП «Ч».
Товарный знак польской компании “V” в Национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности не включен. Не включен этот товарный знак и в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности Российской Федерации, поскольку в регистрации этого международного товарного знака польской компании “V” в отношении России Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС) в 2009 было отказано по абсолютным основаниям.
Таким образом, воспользоваться таможенной защитой своего товарного знака как на российской, так и белорусской таможенных границах польский правообладатель до включения в Таможенный реестр интеллектуальной собственности Республики Беларусь возможности не имеет. Учитывая подход ГТК к объектам интеллектуальной собственности правообладателей из недружественных стран, говорить о такой возможности смысла не имеет.
Вместе с тем, если правообладатель международного товарного знака польская компания “V” посчитает свои права нарушенными, она имеет все основания подать исковое заявление в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь с требованием прекратить нарушение своих исключительных прав на товарный знак не только со стороны ООО «Х» или любых продавцов, которым оно поставляла товар, но и со стороны любых поставщиков в Республику Беларусь часов под однословесной торговой маркой, кроме официальных дистрибьюторов (если имеются).
В соответствии со статьей 28 Закона споры, связанные с нарушением законодательства о товарных знаках, рассматриваются Апелляционным советом и Верховным Судом Республики Беларусь в соответствии с их компетенцией.
Однако, обращение в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного суда от имени польской компании “V” из недружественной страны в условиях санкционного давления на Республику Беларусь стран маловероятно.
В свою очередь, при подаче искового заявления в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь белорусским правообладателем товарного знака, когда ответчиком будет выступать белорусский продавец товара либо белорусский поставщик товара в Республику Беларусь, последние могут построить свою судебную защиту на отсутствии сходства до степени смешения между зарегистрированным двухсловесным товарным знаком и используемым однословесным обозначением. При этом одним из основных аргументов в пользу отсутствия сходства между двумя обозначениями может выступать факт предоставления правовой охраны двухсловесному товарному знаку при наличии регистрации старшего международного однословесного товарного знака, зарегистрированных в нашей стране в отношении однородного товара – «часы».








