Директор (патентная практика, юридическая практика, депонирование), патентный поверенный

Трофимов Вячеслав Витальевич

26 декабря 2024 года состоялась семнадцатая сессия работы консультационного пункта по интеллектуальной собственности для экспортеров

Белорусский производитель продукции, предназначенной для экспорта в страны Ближнего Востока, обратился с вопросом, имеется ли возможность зарегистрировать товарный знак, включающий в себя фирменное наименование заявителя и доминирующее словесное обозначение «MiddleEast» в отношении парфюмерных товаров.

Ответ был построен на основе норм статьи 4 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания».

В соответствии с пунктом 1 этой статьи не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений доминирующее положение в которых занимают знаки и (или) указания, используемые для обозначения места … их производства или сбыта.

 

В соответствии с пунктом 5 этой статьи не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений…, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его производителя.


В английском языке в XX веке этот термин (англ. Middle East) стал широко использоваться в качестве замены термину Ближний Восток (Near East), поэтому на русский язык термин Middle East, прежде обозначавший «Средний Восток», переводится обычно как «Ближний Восток».

Ближний Восток – понятие обобщающее. Страны Ближнего Востока включают Афганистан, Бахрейн, Египет, Иран, Ирак, Израиль, Иордания, Кувейт, Ливан, Оман, Палестина, Катар, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Турция, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен. Википедия даже относит сюда Республику Кипр.

 

 

Экспертиза товарных знаков может воспринять словосочетание Middle East как указание на место производства товара, что для белорусского производителя может стать проблемным для регистрации знака. При отказе можно будет аргументировать, что обозначение Middle East не указывает на конкретное место производство товара, поскольку слишком обширно, а также путем исключения доминирования словосочетания MiddleEast.  Что же касается введения потребителя в заблуждение относительно места происхождения товара, то преодоление отказа в регистрации такого товарного знака возможно путем последующего дискламирования словосочетания Middle East.

 

Вместе с тем, справедливости ради следует указать, что в Российской Федерации имеют место случаи регистрации однотипных словесных товарных знаков и комбинированных товарных знаков без дискламации словосочетания «Дальний восток» на имя выходца из другого региона, например, на имя пивоваренной компании «Балтика» из г. С.Петербурга.