25 июля 2024 года состоялась одиннадцатая сессия работы консультационного пункта по интеллектуальной собственности для экспортеров
Белорусская компания-правообладатель белорусского комбинированного товарного знака, зарегистрированного в отношении услуг быстрого питания, получила окончательный отказ в регистрации того же обозначения в Российской Федерации по причине наличия недавней, но более ранней регистрации сходного до степени смешения старшего товарного знака российского индивидуального предпринимателя. Руководитель белорусской компании, намеренной развивать этот же бизнес в России, обратился в консультационный пункт с вопросом, что можно предпринять в сложившейся ситуации.
Ответ основывался на нормах российского законодательства о товарных знаках.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в отношении однородных товаров и услуг и имеющими более ранний приоритет.
Поскольку сходство до степени смешения (фонетическое и семантическое тождество и графическое сходство) между заявленным белорусской компанией обозначением и российским товарным знаком не вызвало у белорусского заявителя никаких сомнений, консультант решил не останавливаться на способах оспаривания предварительного отказа Роспатента, а сделал упор на причине регистрации сходного обозначения в России в качестве товарного знака и возможности досрочного прекращения его действия.
Со слов самого руководителя белорусской компании, сведений об использовании зарегистрированного товарного знака российским индивидуальным предпринимателем в открытом доступе им не обнаружено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1486 ГК РФ правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех товаров или части товаров и услуг, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования может быть подано заинтересованным лицом в Палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался.
Эта же статья ГК РФ устанавливает, что использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора, либо другим лицом, осуществляющим использование товарного знака под контролем правообладателя. Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе.
Таким образом, у белорусского заявителя имеется возможность получения собственной охраны товарного знака в Российской Федерации в случае неиспользования ранее зарегистрированного сходного до степени смешения старшего товарного знака российским индивидуальным предпринимателем.
При этом белорусский заявитель должен определиться, что ему делать со своей заявкой: 1. Оспаривать окончательное решение экспертизы путем подачи мотивированного возражения в Палату по патентным спорам и далее заявления в Суд по интеллектуальным правам. 2. Представить в рамках возражения в Палату по патентным спорам письмо согласия владельца сходного старшего товарного знака, что маловероятно в силу мотивов регистрации неиспользуемого товарного знака. 3. «Переподать» заявку заново с тем, чтобы «успеть» к предварительному отказному решению с подачей заявления в Палату по патентным спорам о досрочном прекращении правовой охраны конфликтующего товарного знака вследствие его неиспользования.
Справочно: В Российской Федерации уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям статьи 1477 и пунктов 1-7 статьи 1483 ГК РФ с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов приравнивается к предварительному отказу в предоставлении регистрации товарному знаку, принятому в белорусском законодательстве по экспертизе товарных знаков.
Что же касается российских доводов относительно приведенных в уведомлении мотивов, то они приравниваются к ходатайству о проведении повторной экспертизы в Республике Беларусь. Разница лишь в том, что доводы не сопровождаются патентной пошлиной, в то время как белорусское ходатайство о проведении повторной экспертизы заявленного обозначения возможно только при оплате патентной пошлины в размере 10 базовых величин.