11 апреля 2024 года состоялась очная сессия работы консультационного пункта для экспортеров. Консультация была оказана в консультационной аудитории в рамках «Правового дня», организованного Департаментом правового обеспечения и цифровых технологий БелТПП.
Представители белорусского производителя и экспортера резинотехнических изделий, используемых при комплектации техники флагманов отечественного машиностроения, обратились с вопросом о правомерности третьего лица из Российской Федерации указывать свой собственный товарный знак на продукции белорусского производителя, полученной им для последующей розничной продажи от российского агента последнего.
Не вдаваясь в подробности агентских соглашений, все же консультант отметил, что агентство является более формализованной и обширной деятельностью, чем субагентство. Агент обычно имеет прямой контракт с производителем и отвечает за маркетинг, продажу и сервисное обслуживание товаров. Субагент – это компания или частное лицо, которое имеет договор с агентом и выполняет функции по продаже товаров или услуг от имени агента. Субдагент доставляет товары, предоставляет консультации и участвует в рекламной деятельности, но не имеет таких обязанностей, как гарантия и сервисное обслуживание. Субагенты могут выступать как независимые организации, так и быть филиалами агентской компании. Они являются посредниками между агентом и конечным потребителем и помогают расширять сеть продаж и достигать более широкой аудитории потребителей.
Консультант обратил внимание консультирующихся также на нормы белорусского и российского законодательства о товарных знаках.
В соответствии с п. 4 статьи 20 Закона Республики Беларусь лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основании и в соответствии с договором использовать свой товарный знак на реализуемых ими товарах 15 наряду с товарным знаком производителя товаров, а также помещать его вместо товарного знака производителя.
В этой связи белорусскому производителю необходимо исходить из правомочий, которые он готов делегировать своему агенту.
Российский агент имеет право проставлять на продукции белорусского производителя собственный товарный знак наряду с товарным знаком производителя.
Дальнейшего согласия белорусского производителя на реализацию под его знаком или фирменным наименованием товара, уже введенного в гражданский оборот самим производителем, не требуется, поскольку произошло исчерпание прав на его товарный знак. Ст. 1487 ГК РФ об этом прямо говорит.
А вот, использование своего товарного знака российским юридическим лицом, которое приобрело товар у российского агента для дальнейшей перепродажи белорусского товара, без согласия производителя недопустимо, даже, если оно указывает имя белорусского производителя. В лучшем случае, субагент может использовать товарный знак агента, но никак не свой при продвижении товара производителя.
Если белорусский производитель все же согласен на субагентские отношения своего агента, то право разрешения или запрета проставления субагентом своего товарного знака на товаре белорусского производителя должен делегировать в агентском договоре с агентом сам белорусский производитель, но никак не агент без соответствующего на то разрешения производителя.