Директор (патентная практика, юридическая практика, депонирование), патентный поверенный

Трофимов Вячеслав Витальевич

В четверг 14 сентября 2023 года завершилась четырнадцатая сессия работы консультационного пункта по интеллектуальной собственности для экспортеров

Белорусский производитель туалетной бумаги обратился с вопросом относительно вероятности возможных претензий со стороны владельца тождественного товарного знака, зарегистрированного в отношении услуг по рекламе. Производителя туалетной бумаги интересовала возможность рекламы своего знака в данной ситуации.

Ответ лежал в определении товарного знака, записанном в Законе Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон). В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона «Товарным знаком и знаком обслуживания (далее – товарный знак) признается обозначение, способствующее отличию товаров, работ и (или) услуг (далее, если не предусмотрено иное, – товары) одного лица от однородных товаров других лиц».

Как можно видеть, норма Закона предусматривает возможность регистрации одного и того же товарного знака на имя разных лиц, если товары и услуги являются неоднородными. Туалетная бумага относится к 16-му классу Международной классификации товаров и услуг для регистрации товарных знаков. Услуги рекламных агентств относятся к 35 классу МКТУ. Если белорусский производитель туалетной бумаги, получив регистрацию своего товарного знака в отношении товаров 16 класса, начнет его рекламировать в виде наружной рекламы, в сети Интернет на собственном сайте, на различных торговых площадках. То рекламировать он будет свою продукцию, т.е. туалетную бумагу.

Что же касается рекламного агентства, которое имеет более раннюю регистрацию тождественного знака обслуживания в 25 класса МКТУ, то оно осуществляет рекламу продукции или услуг других лиц, их товарных знаков, их «брендов». Они регистрировали свой знак обслуживания для того, чтобы можно было рекламировать продукцию и услуги третьих лиц, т.е. заказчиков услуг по продвижению собственных товаров.

Для того, чтобы рекламировать свою продукцию, регистрировать товарный знак в отношении услуг 35 класса МКТУ нет необходимости. Соответственно, и претензий со стороны рекламного агентства к производителю туалетной бумаги, рекламирующему свою собственную продукцию, быть не может, поскольку он не осуществляет под тождественным обозначением рекламу продукции и товарных знаков других производителей.