Директор (патентная практика, юридическая практика, депонирование), патентный поверенный

Трофимов Вячеслав Витальевич

В четверг 27 июля завершилась двенадцатая сессия работы консультационного пункта по интеллектуальной собственности для экспортеров

Белорусский центр из области экологии обратился с вопросом, можно ли ему зарегистрировать товарный знак (знак обслуживания), право на который они хотят передавать другим эколого-туристическим организациям по лицензионным договорам.

В ходе встречных вопросов выяснился перечень услуг, в отношении которых будет регистрироваться знак обслуживания, и то, что сам центр использовать знак обслуживания в отношении услуг 39, 41 и 43 кл. МКТУ не собирается.

Ответ касался не только перечня услуг для регистрации знака, но также и требований законодательства о товарных знаках о необходимости использовать товарный знак.

В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» (далее – Закон):

1. Использование товарного знака для индивидуализации товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, осуществляется в том числе путем применения товарного знака:

- на товарах, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются или иным образом вводятся в гражданский оборот, хранятся, перевозятся или ввозятся на территорию Республики Беларусь в целях введения в гражданский оборот, а также на этикетках, упаковках таких товаров;

- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

- при выполнении работ и (или) оказании услуг;

- в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь;

- в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе в доменном имени, при иных способах адресации).

2. Использованием товарного знака может признаваться его использование с

незначительными изменениями отдельных элементов, не влияющими на его

различительную способность.

Было уточнено, что использование знака обслуживания предполагается прежде всего будущими лицензиатами в рекламе, на вывесках, при оказании услуг, на документации.

Консультирующийся был проинформирован, что в соответствии с той же статьей 20 Закона правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, вследствие неиспользования товарного знака без уважительных причин непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации.

 

Основной акцент в ответе был сформулирован на том факте, что для целей доказательства использования знака обслуживания вышеуказанные действия, совершаемые лицом, которому право использования товарного знака предоставлено на основании лицензионного договора, и не связанные непосредственно с введением услуг в гражданский оборот, не могут быть признаны использованием товарного знака.


В ответе было обращено внимание консультирующегося на пункт 2 статьи 23 Закона, которая предписывает, что лицензионный договор должен содержать значения показателей качества услуг лицензиата или условие о том, что качество услуг лицензиата будет не ниже качества услуг лицензиара, а также условие об осуществлении лицензиаром контроля качества услуг лицензиата.

Поскольку будущий лицензиар определенного качества услуг по определению не достиг, он должен будет установить для своих лицензиатов значение показателей их качества в соответствии с действующими в отрасли нормативными документами.


Только при соблюдении вышеуказанных условий у правообладателя, не использующего самостоятельно товарный знак, будет возможность даказывания факта использования его знака обслуживания лицензиатами.