Директор (патентная практика, юридическая практика, депонирование), патентный поверенный

Трофимов Вячеслав Витальевич

24 ноября 2022 г. завершила работу 17-я сессия консультационного пункта по интеллектуальной собственности для экспортеров.

       Учредитель намечаемой к регистрации белорусской компании по оказанию бытовых специализированных услуг обратился в консультационный пункт с вопросом об обязательных существенных условиях предназначенного для заключения с российским правообладателем договора коммерческой концессии. При этом выяснилось, что российский правообладатель владеет пока только фирменным наименованием и секретами производства (ноу-хау) и подал заявку на знак обслуживания.

 

Ответ касался необходимости соблюдения в договоре минимальных условий, необходимых для регистрации договора в уполномоченном органе Республики Беларусь:

В законодательстве Республики Беларусь отсутствует понятие «коммерческая концессия». В соответствии гл. 53 Гражданского кодекса таким договором должен быть договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга). Поэтому договор необходимо переименовать в соответствии с белорусским законодательством.

 В соответствии с законодательством Республики Беларусь в лицензионный комплекс передаваемых для использования прав обязательно должно входить фирменное наименование российского Правообладателя. Такое условие может быть выполнено, если Пользователь зарегистрирует заранее или внесет в ходе подписания договора изменение в свое фирменное наименование, воспроизводящее значимую часть фирменного наименования Правообладателя со своим добавлением, например, указывающим на место размещения бизнеса (г. Гомель).

В договоре не должно быть неопределенности в части объема передаваемых прав и эти права не должны меняться в договоре в зависимости от статей договора.

 В договоре должно быть указано, где, как и в каком виде приобретено право на фирменное наименование Правообладателя.

 В договоре обязательно должна быть ссылка на № товарного знака Республики Беларусь, срок его действия и товары или услуги, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, по которому передается право на его использование. Наличие заявки не свидетельствует о наличии прав на товарный знак (знак обслуживания) на территории нашей страны и прав на распоряжении правами на него у российской компании не имеется.

Судебной инстанцией для разрешения споров по договорам франчайзинга является Судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь.

 Если будут передаваться для использования секреты производства, стандарты или технические условия Правообладателя, то в договоре должны быть предусмотрены и подписаны отдельные приложения, касающиеся секретов производства (ноу-хау), стандартов или технических условий Правообладателя, передаваемых, соответственно, в рамках договора.

 

Таким образом, для регистрации договора комплексной предпринимательской лицензии российскому правообладателю предстоит еще получить права на знак обслуживания в нашей стране и договориться с белорусским пользователем франшизы о нюансах использования его фирменного наименования.