Директор (патентная практика, юридическая практика, депонирование), патентный поверенный

Трофимов Вячеслав Витальевич

В последний, четвертый, четверг ноября (25.11.2021) состоялась очередная сессия работы консультационного пункта по интеллектуальной собственности для экспортеров

Вопрос владельца доменного имени, зарегистрированного для администрирования сайта по реализации молодежной спортивной обуви, касался перспектив развития событий в связи с тем, что его прямой конкурент зарегистрировал на себя подобный словесный товарный знак в отношении однородных услуг.


Ответ: В Республике Беларусь товарный знак отнесен Гражданским кодексом к средствам индивидуализации, являющимся объектом права промышленной собственности, в то время как принадлежность доменных имен к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности или средствам индивидуализации законодательством не оговаривается. То есть иерархия этих двух обозначений, которым представители бизнеса обозначают свои товары или услуги, различна. В такой соревновательной ситуации товарный знак выше по своему правовому положению. Судебная практика исходит из каждого конкретного случая и учитывает в таких столкновениях очень много аспектов, а не только время регистраций средства индивидуализации в виде товарного знака и символьного имени в виде домена, служащего для идентификации областей, которые являются единицами административной автономии в сети Интернет, в составе вышестоящей по иерархии такой области. 


Не успевший зарегистрировать свое доменное имя в качестве товарного знака задавший вопрос предприниматель, получил дополнительное разъяснение относительно нарушения доменным именем прав на товарный знак. В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» нарушением исключительного права на товарный знак признается использование товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, без разрешения владельца товарного знака, выражающееся в совершении действий, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Закона, в отношении однородных товаров…

Подпунктом 1.5 пункта 1. Ст. 20 Закона установлено, что использование товарного знака для индивидуализации товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, осуществляется в том числе путем применения товарного знака в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе в доменном имени, при иных способах адресации).


Именно регистрация своего доменного имени в виде товарного знака (знака обслуживания) является наиболее предпочтительной формой охраны бизнеса, основанного на интернет-торговле. Эту азбучную истину не следует игнорировать.


Продолжавшаяся почти час консультация завершилась намерением индивидуального предпринимателя зарегистрировать собственный товарный знак, не сходный до степени смешения с товарным знаком конкурента, и его заверением в понимании своих возможных действий в случае обращения конкурента в МАРТ или судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь.